Я

Остановки на пути в Канаду


Previous Entry Share Next Entry
Я

Один город в Германии: по следам Вукана Вучика

Оригинал взят у yolka_izh в Один город в Германии: по следам Вукана Вучика
Еще перед новым годом, после прочтения книги Вукана Вучика "Транспорт в городах, удобных для жизни", я загорелась идеей проанализировать транспортную инфраструктуру какого-либо города. Под раздачу мне попался Билефельд. Свою идею предложила ujanus и после месяца подготовки текста и фотографий, мы ее опубликовали на www.stepan.ru. Выкладываю здесь полный текст с фотографиями, а кому интересны актуальные новости про города, транспорт и велосипеды, переходите прямиком на сайт. Там много по этой теме!
Билефельд, транспортная система

Те из нас, кто хоть немного интересуется вопросами, связанными с городом или общественным транспортом, отлично знают, кто такой Вукан Вучик. Скорее всего уже даже знакомы с его творчеством не только понаслышке, но и сами читали. Мне стало интересно самостоятельно произвести разбор системы общественного транспорта в городе, где я живу, чтобы теория стала практикой, и чтобы появилась возможность заговорить с городом на одном языке.

Мне повезло, что сейчас я оказалась в довольно крупном, по меркам Германии, городе. А значит, могу на своем собственном опыте оценить действенность городских систем общественного транспорта этой западноевропейской страны, одной из первых начавшей модернизацию общественного транспорта. Целью этого процесса стало понижение степени проникновения автомобиля в городскую среду, без которой было бы невозможно повысить уровень жизни в населенных пунктах, задыхавшихся от перегруженных дорог. Посмотрим, что же было сделано и как это выглядит в реальности.

Билефельд, транспортная система

Портрет города

По количеству жителей Билефельд занимает в рейтинге городов Германии девятнадцатую позицию. Конечно, в сравнении с Москвой или Нью-Йорком, это довольно небольшой город, в котором проживают около 320 тысяч человек. Он занимает довольно большую площадь из-за низкоэтажной застройки и включает в себя несколько городов-спутников. Билефельд является довольно развитым промышленным центром, а самым известным предприятием является Dr.Oetker. Эта компания известна по всему миру как производитель замороженной пиццы, декоративных украшений и смесей для выпекания десертов и приготовления пудингов. Плюс, в городе есть несколько университетов, а общая численность студентов составляет около 30 000 человек.

Развитие транспортной  системы в Германии

С транспортными проблемами правительство ФРГ столкнулось еще в середине XX века. В это время резко увеличилось количество автомобилей в городах, они стали мешать бесперебойному движению общественного транспорта, загрязняли окружающую среду и несли прямую угрозу жизни пешеходов. Перед правительством встала задача повышения качества среды обитания, решать которую было стали с помощью скоординированного городского транспортного планирования (1965).

Основные пункты проекта по планированию в Германии (В. Вучик):


  • всем жителям города должен быть доступен какой-либо вид общественного транспорта;

  • необходимо избегать чрезмерно высокой плотности застройки;

  • частный и общественный транспорт должны взаимодополнять друг друга.

Тогда же был разработан план инвестиций в общественный транспорт, с приоритетом рельсовых систем. В итоге, трамвайные и автобусные маршруты покрывают большую часть города, а в дополнение к ним проложена еще и велосипедная инфраструктура. В качестве мер антистимулирования автомобильных поездок широкое распространение получила политика высоких цен на бензин за счет повышенного дорожного налогообложения, и меры по «успокоению трафика» (ограничение в 30 км/ч на небольших улицах).

Давайте теперь рассмотрим на примере Билефельда как все эти меры реализованы и работают в действительности.

Транспортная система

Как и во всей Германии, в Билефельде основной артерией стал городской трамвай или метро (S-Bahn), соединяющий основные районы города с центром. Система рельсового транспорта включает в себя четыре ветки (в планах на будущее есть и пятая линия), с тремя узловыми станциями, где можно сделать пересадку. Общая продолжительность линий: 66 километров с 62 остановками, 7 из которых находятся под землей. Как уже понятно, некоторые сегменты линий проложены под землей, а часть идет по поверхности. Но, в большинстве случаев, рельсы отделены от проезжей части высокими бортиками или ограждениями, чтобы сохранить приоритет движения рельсового транспорта. А где-то под движение трамвая отдана вся проезжая часть, в таких случаях рельсы идут вровень с проезжей частью, тем самым предоставляя возможность для проезда машин. Сами составы в городе как будто бы из двух поколений: нового и постарше. Но все они гораздо длиннее тех трамвайных составов к которым мы привыкли в России. Вагоны больше протяженности с гибкой сцепкой посередине для удобства маневрирования.

Билефельд, транспортная система
Билефельд, транспортная система
Билефельд, транспортная система
Билефельд, транспортная система
Билефельд, транспортная система

Первоначально город обслуживал обыкновенный трамвай, три линии которого были постепенно преобразованы в S-Bahn в период между 1978 по 1991 годами. Четвертая ветка открылась только в 2002 году. Она ведет в Университет, который сейчас активно развивается привлекая тем самым в город «молодую кровь». В 2019 году в городе планируют открыть пятую линию, которая присоединит еще один отдаленный район города.

Сейчас, например, есть ветка которая соединяет центр города и Университет, находящийся несколько на окраине города или же линия трамвая, ведущая из центра в часть города, расположенную по другую сторону возвышенности, делящей населенный пункт на две части.

За 2012 год услугами S-Bahn в Билефельде воспользовались почти 33 миллиона человек, что означает, что каждый житель, включая даже младенцев, совершил на трамвае около 100 поездок в год. Удобны для пассажиров и часы работы.: S-Bahn функционирует каждый день до 1 часу ночи с перерывом в 10-15 минут; в будни он начинает работу в 4:30 утра; в субботу в 6:00, а в воскресение или праздничные дни – только с 8:30. В Германии если отдыхают, то все, без исключения.

В качестве поддержки, от каждой станции трамвая ходят автобусы, которые развозят людей ближе к их дому, если не повезло и трамвай в пешей доступности не останавливается. Расписание каждого маршрута и схемы движения можно посмотреть на специальном сайте www.mobiel.de, там же можно проложить свой маршрут со всеми пересадками и остановками. Важно, что, в результате, по вашему запросу вы получите абсолютное точное время: когда вам нужно выходить на остановку и момент прибытия в пункт назначения. Главное строго следовать расписанию, потому что интервал движения общественного транспорта очень жесткий и какой-то случайный автобус на горизонте явно не случится. По этой же причине трамваи и автобусы долго не стоят на остановках.

Билефельд, транспортная система

Помимо дневного трафика есть еще система из 15 маршрутов ночных автобусов, которые циркулируют по городу 1-2 раза в шестьдесят минут с 1 часа ночи до 6 утра.

Более того в городе есть совершенно уникальный проект – городское такси AST (Anruf-Sammeltaxis) и ALF (Anruf-Linien-Fahrt). Схема работы значительно отличается от привычной нам. Эти службы развозят людей в труднодоступные районы города или пригороды, куда автобусы ходят редко или уже перестали ходить. Работает она примерно с восьми вечера и до утра. После звонка таксист сообщает вам с какой остановки метро он вас заберет, не исключено, что в машине будете не вы одни, а еще парочка желающих сэкономить пассажиров из вашего же района. Стоимость такой поездки значительно ниже обычного такси, где с вас возьмут около 10 евро, в то время как в «общественной» модификации вы оставите лишь около 2-3 евро. Выгода очевидна, правда комфорт сомнителен.

Велосипеды играют значительную роль в транспортной системе Германии и Билефельд здесь не исключение. Пользуются двухколесным транспортом люди совершенно разного возраста, для всевозможных целей и практически круглогодично – этому способствует довольно мягкий климат. Практика использования велосипеда может отличатся у каждого жителя. Кто-то просто добирается из пункта А в пункт В, а кто-то доезжает до ближайшей остановки трамвая. Стоит особо подчеркнуть, что езда на велосипеде в городе с организованным велосипедным движением это уже не развлечение, а ответственность.

Билефельд, транспортная система

Билефельд, транспортная система

В Билефельде практически на каждой дороге есть выделенные велосипедные полосы: на тротуаре или на дороге. Установлены специальные светофоры. Велосипедист – полноценный участник дорожного движения, который обязан следовать правилам дорожного движения, В такой ситуации нельзя взять и поехать поперек дороги, только потому, что ты решил заехать в приглянувшуюся булочную за свежим хлебом. Плюс к этому, есть обязательные правила, за нарушение которых велосипедист должен будет заплатить штраф. Например, в темное время суток двухколесный транспорт должен быть оборудован двумя фонариками: белый свет видят встречные участники движения и красный для тех, кто едет сзади. И это действительно действующее правило, так, в одну из первых наших поездок на велосипеде в темное время суток, мы были прижаты к обочине полицейской машиной, которая на полном серьезе проверяла у нас работают ли наши фонарики. Когда выяснилось, что у меня не работает задний фонарик, то нам запретили дальнейшее движение на велосипеде и сказали идти пешком. Благо, что не вменили штраф, но думаю только потому что не захотели с разбираться с иностранцами, которые не говорят на немецком.

Билефельд, транспортная система
Такое плотное сотрудничество S-Bahn, автобусов и других видов общественного транспорта как в Билефельде способствует тому, что люди реже пользуются частными автомобилями. Грамотно разработанная система функционирует без перебоев, скорее даже идеально, и делает каждую поездку комфортной. Кроме того, чтобы пересадить людей на общественный транспорт, были реализованы новые эксплуатационные концепции и инновационный маркетинг: семестровый билет для учащихся и студентов, внедрение новых проездных билетов, в частности, для тех, кто совершает маятниковые поездки от дома до места работы из пригорода или соседних населенных пунктов. Была изменена система оплаты: купить билет на трамвай можно только в автомате или если вам нужен проездной на длительный срок, то в офисе компании. На каждой остановке были установлены автоматы для продажи билетов. Для сравнения, в S-Bahn Дюссельдорфа проездной билет можно купить в прямо в трамвае.

Дорожная система центра города совершенствовалась, и пешеход получил приоритет. К примеру, в Билефельде часть Старого города полностью переделана в пешеходные зоны с торговыми центрами и рекреационными зонами. Скорость движения на всех второстепенных дорогах и прилегающих к дворам территориях ограничено до 30 км/ч. Совсем недавно, автобусный вокзал, который находился в центре города, был демонтирован и вместо него жители получили обустроенную площадку, где подростки могут смело кататься на велосипедах и скейтбордах, а для взрослых по субботам тут разворачивается овощной рынок, да и просто посидеть на травке очень приятно.

Билефельд. Транспортная инфраструктура

Билефельд. Транспортная инфраструктураБилефельд. Транспортная инфраструктура

Более того сами граждане озабочены состоянием окружающей среды и стараются выбирать более безопасный для природы вид транспорта. Все эти и другие нововведения оказали позитивное влияние на систему перевозок, а значит, и на город в целом, позволив ему превратиться из города для машин в город для людей.


?

Log in